СЕЛФ

О.Н. Каравашкина и С.Б. Каравашкин

20

Некоторые аспекты эволюции Земли

По аналогии с традиционной индоиранской моделью мирового яйца и ее модернизированным аналогом - учением Эмпедокла, Аристотель совмещает центр мира с центром стихий, или основополагающих элементов природы. Их пять: внутреннюю сферу он отводит земле, следующую - воде, третью - воздуху, все три принадлежат Земле; четвертую - огню и пятую - эфиру; эти высшие состояния материи составляют небесные тела. С высоты сегодняшнего знания невольно напрашивается аналогия этих стихий с уровнями структуры материи, ее фазовыми состояниями, их переходами и соотношением фаз между собой, т.е. с гравитационной дифференциацией вещества и структуризацией материи. Подразумевается, что пространство не пусто, а заполнено высшей и основополагающей формой материи - эфиром. Причиной же движения Аристотель полагает "неподвижный перводвигатель", находящийся вне сфер. Аристотель первым дает не образно-философскую, а собственно физическую модель мира.

Птолемей (90- 160 гг.) основывался на учении Аристотеля, но молчаливо опустил требование движения всех тел вокруг единого центра, и вместо громоздких концентрических сфер ввел множество круговых движений вокруг различных центров (см. рис. 1.1).

 

fig1.gif (15202 bytes)

Рис. 1.1. Система Птолемея [8, с. 22]..

 

Путем хитроумных построений и сложных расчетов системы эпициклов, которые по сути являлись началами гармонического анализа, заново открытого Лапласом 1700 лет спустя, Птолемею удалось довольно точно описать движение планет в геоцентрической системе, включая их неравномерное, петлеобразное, "попятное" в данной системе движение и визуальные остановки, однако "гомоцентрические сферы не решают задач ни описательной, ни предсказательной астрономии, они необходимо терпели неудачу в воспроизведении видимого" [3, c. 31].

Эти противоречия устранил Аристарх Самосский (310- 230 гг. до н. э.) [3, c. 33] предложивший гелиоцентрическую систему мира. Однако учение Аристотеля к тому времени установилось столь прочно, что даже понимая его неработоспособность и видя много более реалистичную модель, научное сообщество не пожелало перемен. Так учение Аристотеля - Птолемея удерживало свое главенство в течение полутора тысяч лет, вплоть до 15 века, принесшего развитие инструментальной наблюдательной астрономии, с которой пришло понимание малости Земли во вселенной и вовсе не исключительного ее значения.

Гелиоцентрическая система была предложена заново Николаем Коперником (1473- 1543) [9]. В своей модели Коперник рассматривает природу тяготения и данные оптической астрономии о движении планет; оба аспекта приводят его к выводу о движении Земли. Коперник подробно разрабатывает принцип относительности движений и обосновывает и суточное, и годичное вращение Земли, устанавливает расположение ее орбиты между Венерой и Марсом. С новой точки зрения легко объясняются движения небесных тел. Коперник строит логичную и разрешающую многие противоречия картину мира. Однако, заботясь о том, чтобы общество восприняло его результаты, Коперник облек их в максимально традиционную, строго соответствующую еще античным канонам, форму. Его система "была не более простой, чем птолемеевская, и едва ли менее громоздкой. Некоторая простота одних аспектов коперниканской теории оборачивалась усложнением других ее аспектов. Она была проще в том смысле, что обходилась без эквантов и некоторых эксцентров, однако каждый из них заменялся новым эпициклом. Коперник отказался от двух движений сферы неподвижных звезд, как у Птолемея, но вместо этого ввел четыре движения Земли. Кроме того, под давлением трудностей, возникавших при попытке объяснения видимых движений, Коперник вынужден был принять за центр универсума точку, расположенную недалеко от Солнца, а не само Солнце, как он намеревался вначале" [3, с. 159].

"В 1609 г. выходит в свет книга Кеплера (1571- 1630) "Новая астрономия", где он модифицирует новую гелиоцентрическую теорию Коперника, заменяя круговые орбиты движения светил на эллиптические. Осуществляется кардинальный разрыв с традицией - отказ от аксиомы кругового равномерного движения, что влечет за собою революционные изменения не только в астрономии, физике и теологии, но и в принципах мышления как такового.

… Галилей (1564- 1642) [10], провозгласив вслед за Коперником и Кеплером свободу научного творчества, независимость науки от теологии, приступает к созданию новой, не-аристотелевской физики, основывающейся на гелиоцентрической астрономии Н. Коперника. Так система Коперника осуществляет "прорыв" в область физической теории. Происходит полный и окончательный разрыв с традицией" [3, с. 153]. В 1616 г. открыты фазы Венеры. Начинается новая, динамическая физика. Джордано Бруно (1548- 1600) [11, 12] возобновляет и развивает новую, материалистическую философию. Если вселенная Коперника вращается вокруг неподвижного Солнца, то коперниканец Бруно утверждает бесконечность мироздания и бесчисленность движущихся миров. "Бруно развивал также ряд диалектических положений: о единстве, связности и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом" [2, с. 51].

Содержание: / 18 / 19 / 20 / 21 / 22 / 23 / 24 / 25 / 26 / 27 / 28 / 29 / 30 / 31 /

Hosted by uCoz