т.1 |
5 - 6 - 7 |
Материя как физическая реальность | |
5Материя
как физическая реальность
С.Б. Каравашкин Специализированная Лаборатория Фундаментальных Исследований СЕЛФ e-mail: selftrans@yandex.ru , selflab@mail.ru Впервые опубликована в SELF Transactions, 1 (1994), с. 5- 14 |
|
Реферат Рассматривается проблема эфира, бывшая предметом дискуссий многих поколений ученых. Доказывается, что это физическая реальность более тонкого порядка, передающая взаимодействия, которые из-за избыточной геометризации этого понятия не могут быть ассоциированы с понятием абстрактного поля сил, обладающих действием, но не обладающих физическими свойствами Ключевые слова: философия науки; физический эфир; теория поля “Материя как таковая - это чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим” [1, с. 570]. Иными словами, “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них” [1, с. 113]. Если стоять на позициях диалектического материализма, не касаясь вечных споров, возникающих вокруг этого вопроса, то вышеприведенные определения могут считаться достаточно полными и определенными. Но для анализа теорий, отображающих физическую реальность, более существенным является не само понятие материи как таковой, а более узкое понятие эфира, с низвержения которого и начиналось построение ряда существующих ныне теорий. В связи с этим нам придется кратко рассмотреть некоторые аспекты этого вопроса с точки зрения существующих противоречий. Для того чтобы понять, что такое эфир, нужно понять, что такое материя по своей сути. Из общих определений вытекает, что понятие “материя” является обобщением всей объективной реальности, существующей вне нашего сознания и отображаемой нами: это “не более как 6 сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество чувственно воспринимаемых вещей” [1, с. 550]. Но если учесть, что непосредственно органы чувств человека имеют довольно ограниченный диапазон ощущений и даже такие примитивные живые существа как змеи, летучие мыши, рыбы и т.п. обладают некоторыми органами ощущений, недоступными человеку, то по меньшей мере неразумно было бы надеяться только на свои непосредственные ощущения явлений, поставив вопрос следующим образом: “то, что я ощущаю - то существует”. Ибо в этом случае неминуемо скатиться на определенном этапе к исчезновению самой материи в целом, что достаточно полно доказано Лениным. “ “Материя исчезает” - это значит, что исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям” [2, с. 243]. Следовательно, для более глубокого изучения законов природы разумнее полагаться на косвенные данные, получаемые в результате применения различного рода аппаратуры, которая в этом случае выступает в качестве искусственных, более чувствительных органов чувств человека. Но даже и в этом случае “Диалектический материализм настаивает на приблизительном, относительном характере всего научного положения о строении материи в качествах ее, на отсутствии абсолютных граней в природе, на превращении движущейся материи из одного состояния в7 другое, по-видимому, с нашей точки зрения непримиримое с ним и т.д. Как ни диковинно с точки зрения “здравого смысла” превращение невесомого эфира в весомую материю и обратно, как ни странно отсутствие у электрона всякой иной массы, кроме электромагнитной, как ни необычно ограничение механических законов движения одной только областью явлений природы и подчинение их более глубоким законам электромагнитных явлений и т.д. - всё это только лишнее подтверждение диалектического материализма” [1, с. 244]. Поэтому эфир как материальная субстанция не может рассматриваться только с точки зрения метафизического реализма. И тем более несерьезно его уничтожать на основе следующих рассуждений: “Можно ли действительно думать, что вследствие любопытной случайности законы природы представляются нам таким необычным образом, что ни один из них не позволяет изучить быстрое движение нашей планеты через эфир? Не правда ли, было бы более правдоподобным допустить, что нас завело в тупик какое-то ошибочное соображение…” [3, с. 143].Но что же представляет собой эфир с точки зрения современной физики? Согласно [4, с. 536], “Эфир - гипотетическая всепроникающая среда, которой по научным представлениям прошлых столетий приписывалась роль переносчика света и вообще электромагнитных воздействий. Первоначально эфир понимали как чисто механическую среду, подобную упругому телу. Следовательно, распространению световых волн уподоблялось |
Содержание: / 5 - 6 - 7 / 8 - 9 - 10 / 11 - 12 - 13 / 14 /