т.3 No 1

7

Заметки о физическом Абсолюте

Но возможность подвижности эфира существенно влияет на введение абсолютной системы отсчёта. Как мы заметили выше, в неподвижном эфире при наличии материальных тел мы могли бы ввести некоторую абсолютную систему отсчёта, опираясь на существующие знания о движении материальных тел через эфир. Конечно, эти знания далеки от совершенства, но однозначно установленный факт наличия эфирного ветра [34], [35], [36], а также установление первичных закономерностей между движением сплошной среды и скоростью света, совместно с многочисленными расчётами деформации поля электрона в зависимости от его скорости - позволяют сформировать вполне устойчивую теоретическую базу для определения движения выбранной нами системы отсчёта через эфир. Для фундаментальных исследований этого достаточно.

Однако дело в том, что мы пока не можем с уверенностью утверждать неподвижность Эфира во всей вселенной. Для этого у нас слишком мало данных. Более того, возможность движения Эфира в рамках галактики или метагалактики совсем не исключена. Вольтер правильно заметил, что теория гравитации Ньютона не объясняет вращение планет, звезд, звездных скоплений, межзвездного газа, спиралеобразное строение галактик и их рукавов, наблюдаемые нами во Вселенной. Какими законами это движение обусловлено? Движутся ли небесные тела или эфир, их увлекающий? Ведь ньютоновская сила гравитации является исключительно потенциальной, и это понимал сам Ньютон. В частном письме от 10 декабря 1692 г. к Бентли он пишет следующее:

"Мне кажется, что если бы материя Солнца и планет и вообще вся материя Вселенной была равномерно распределена в небесах и каждая частица обладала бы врождённой способностью притяжения (innate gravity) ко всем остальным и что всё пространство, в котором распределена материя было бы конечным, то материя с "окраин" этого пространства, благодаря тяготению, стремилась бы к материи в центре и падала бы туда, вследствие чего образовала бы огромную массу" [25, с. 126].

Но, как утверждают астрономы, Вселенная не только не схлопывается, но расширяется, а столкновение звёзд и планет не наблюдалось за весь многовековой период астрономических наблюдений. Причём, астрономы наблюдают большое число двойных звёзд ("двойственность чрезвычайно распространена в мире звёзд. По крайней мере 30% всех звёзд входят в состав двойных и кратных систем" [Шкловский: 37, с. 54]), но все они вращаются вокруг друг друга вполне устойчиво, что не могло наблюдаться при наличии только потенциальной силы притяжения. Это наводит на мысль о том, что формализм Ньютона неполон. В полном формализме должна присутствовать как минимум ещё одна сила, обеспечивающая тангенциальное ускорение, по аналогии (или нет) с формализмом электромагнетизма.

Следовательно, мы не можем сейчас с достоверностью утверждать, что эфир во вселенной полностью неподвижен во всех своих частях. Для этого нам необходимо для начала сделать наши представления о природе гравитации и об эфире цельными и самосогласованными в динамике гравитационных взаимодействий. До тех пор мы не можем ожидать, что сможем с достаточной надёжностью сформулировать условия введения абсолютной метрики мирового пространства. Любая введенная нами метрика будет относительной. Причём наличие деформации полей частиц и атомов при движении через эфир, приводящие к деформации атомарных структур и через это к деформации материального тела в целом, приводит к тому, что относительные системы отсчёта могут быть признаны равноценными только с определённой степенью точности. И эта точность резко убывает с ростом скорости материального тела по отношению к эфиру. Именно по отношению к данной материальной субстанции, поскольку скорость распространения динамических полей определяется её свойствами. А поскольку степень деформации пропорциональна скорости материального тела, то в системе отсчёта, связанной с окружающей нас областью эфира, деформация системы отсчёта будет минимальной. Это, конечно же, не означает, что в некотором отдалённом будущем не будет выявлена некоторая деформация из-за движения определённых частей эфира по отношению друг к другу. Сейчас ничего определённого об этом сказать невозможно. Но возможность связать с прилегающим эфиром некоторую, пусть и ограниченную в своей абсолютности, но систему отсчёта с минимальными трансформациями, позволяет нам на данном этапе развития физики с достаточным для нас основанием и точностью считать данную квазиабсолютную метрику пространства максимально приближённой к метрике абсолютного пространства.

При этом никто не мешает в вопросах, рассматриваемых философией, использовать понятие абсолютного пространства, учитывая тот факт, что сколько бы ни длился этап перехода от указанной квазиабсолютной метрики пространства к абсолютной метрике и сколько бы вообще этапов ни было - несомненно, что все последовательности приближения к абсолюту будут уточнять наше понимание фундаментальных закономерностей, тем самым приближая нас и к пониманию глобальных законов Природы. Задачей же философии как раз и является выделение из множества свойств и проявлений событий то, что носит фундаментальный, глобальный характер. Поэтому в рамках философских исследований оперирование пределом, к которому постепенно сходятся усилия физиков, является вполне естественным явлением. Единственно при этом требуется определённая аккуратность в экстраполяции феноменологии, учитывая, что достоверность экстраполяции убывает с увеличением расстояния до точки экстраполяции.

 

Проведенный короткий анализ показал, что в принципе, большого противоречия между взглядами Ньютона и Маха в вопросе относительности не было. Вопрос о некотором "абсолюте" неминуемо возникает при обобщении частных решений и результатов исследований. Причём, конечно же, на каком бы уровне ни находились наши знания о природных процессах, мы всегда в качестве абсолютной системы отсчёта сможем использовать только некоторую выбранную нами относительную систему. И даже отказавшись от какой-либо абсолютной системы отсчёта, мы без нашего желания сами введём некоторую новую систему, способную принять на себя свойства абсолютной, поскольку для обобщения разрозненных результатов нам в любом случае необходима некоторая база для обобщения. И естественно, что наиболее удобно использовать в качестве подобной системы такую, в которой деформация материальных тел, связанная с движением в пространстве, будет минимальной. Назовём ли мы её базовой системой отсчёта, или квазиабсолютной, или как-нибудь ещё - это не важно. Важно, что она по своим свойствам, удобным для обобщения результата, выделяется из общего числа остальных относительных систем отсчёта, и мы, проводя обобщения, сводим все разрозненные результаты "к общему знаменателю". Понятно, что по мере развития наших знаний о природных явлениях данная выделенная система тоже будет совершенствоваться, как совершенствуется вся система мер. Не исключено, что в этом процессе к ней будут предъявляться некоторые дополнительные требования, появляющиеся с усовершенствованием наших знаний, как не исключено, что при этом будет усовершенствоваться и абсолютная система. Но в любом случае, на каждом новом уровне познания, квазиабсолютная система отсчёта всё более будет приближаться к идеализированной абсолютной, поскольку каждое усовершенствование квазиабсолютной системы отсчёта будет направлено на максимальное для обобщения результатов удобство, а развитие наших знаний будет приводить ко всё более полному учёту эффектов высших порядков малости. Понимание этого гносеологического аспекта в корне меняет отношение к идеализированной абсолютной системе отсчёта, делает её динамичной и снимает противоречия между принципом относительности Маха и Абсолютом Ньютона без эксцессов, привносимых в данный вопрос релятивистами Эйнштейновского типа.

Содержание: / 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 /

Hosted by uCoz