т.3 No 1 |
1 |
Заметки о физическом Абсолюте | |
Заметки о физическом абсолюте
|
|
С.Б. Каравашкин, О.Н. Каравашкина
Украина, 61140, Харьков, проспект Гагарина, 38, кв.187 Тел.: (057) 7370624 e-mail: selftrans@yandex.ru, selflab@mail.ru |
|
Реферат В данной работе на основе анализа теоретических построений и экспериментальных результатов показано, что низвержение Махом абсолюта Ньютона породило новый абсолют Эйнштейна в виде чётырёхмерной метрики Минковского, что привело только к примитивизму в физике и затормозило её развитие.В действительности, соотношение между абсолютным и относительным определяется постоянно смещающейся границей наших знаний и потребностью в некоторой базовой системе отсчёта, позволяющей наиболее корректно обобщать частные результаты исследований физических явлений. Поэтому на каждом этапе развития физики понятие абсолютной системы отсчёта отражает тот граничный уровень знаний, который определяется соответствующим этапом развития. Причём на данном уровне вполне реально использовать в качестве приближения к абсолютной системе отсчёта систему, связанную с эфиром в окружающем нас ближнем космосе. |
|
Ключевые слова: Философия физики; Теоретическая физика; относительность; абсолютная система отсчёта. |
|
1. Отвергая ньютоновский абсолют … В многовековом споре сторонников и противников материального пространства центральное место занимает вопрос о первичных постулатах, на которых должна основываться базовая концепция мироздания. В свою очередь этот вопрос сводится к философскому понятию абсолюта. Философское понятие абсолюта связывается, как правило, с идеалистической философией. Нам всем знакомы определения типа следующего:
В этом и ему подобных определениях заложена принципиальная ошибка, связанная с характерной слепотой всех философов к собственным концепциям. Понятие абсолюта сродни известному понятию философского камня. Все авторы известных философских концепций, физических и математических теорий пытаются опереться на некоторый "абсолют" для придания жёсткости фундаменту своего построения. Им кажется (и это пошло ещё со времён греков), что, постулируя некоторый вечный и неизменный субъект, они формулируют теорию ВСЕГО. Определение Ньютона для абсолютного пространства имеет следующий вид:
Э. Мах построил своё опровержение Ньютона на его замечании:
В своей знаменитой "Механике" Э. Мах, в частности, пишет:
Развивая концепцию Маха, Эйнштейн, уйдя от абсолютного пространства, пришёл к другому абсолюту - постоянству скорости света. Причём для этого ему потребовалось изъять эфир из феноменологической концепции: Таким образом, попытки Маха уйти от абсолюта породили руками Эйнштейна другой абсолют, что, по видимому, и стало главной причиной отречения Маха от эйнштейновской концепции. К тому же, в процессе формулирования нового абсолюта Эйнштейн нарушил условие Маха об экспериментальной наблюдаемости явлений как основе отказа от абсолютного пространства Ньютона. Действительно, в приведенной цитате Эйнштейн в качестве обоснования указывает на некоторые "неудавшиеся попытки обнаружить движение Земли относительно "светоносной среды" ". Однако о каких экспериментах он пишет? Об опыте Майкельсона - Морли? Но по свидетельству Р.С. Шенкланда,
Но дело в том, что указанные Эйнштейном эксперименты не являлись отрицательными с точки зрения классической физики! В частности, Р.В. Поль в своих лекциях по оптике [10, гл. 1Х, п. 81] начинает описание звездной аберрации с аберрации волн на воде и потом просто пользуется данной формулой в применении к ЭМ волнам. При этом Мандельштам пишет, что данное явление было открыто и объяснено Бредли в 1728 г., т.е. задолго до появления теории относительности.
Так что к увлечению эфира звёздная аберрация не имеет отношения, если не считать попытку повторного объяснения этого явления Стоксом. И именно с этим был связан эксперимент Эйри с телескопом, наполненным водой, который показал неправомерность предпосылок Стокса. Но этот эксперимент касался только теории Стокса. Факт же движения Земли по отношению к Эфиру вполне подтверждался опытами и расчётами Бредли. |