т.5 No 2

3

Дополнение 1

Среди вопросов следует отметить и вопрос о связи СТО с ОТО, прозвучавший в форме просьбы коллеги документально подтвердить отказ Эйнштейна от постулатов СТО при переходе к ОТО. Хотя мы именно этому вопросу уделили много внимания в пунктах 2 и 4 нашего исследования, тем не менее несложно привести напрямую свидетельства подобного отречения.

Как известно, концепция СТО основывается на трёх фундаментальных принципах:

1. Принципа полной идентичности инерциальных систем отсчёта. “Согласно этой теории не существует никакой привилегированной системы координат, которая давала бы повод для введения концепции эфира, а следовательно, и эфирного ветра, а также эксперимента, способного доказать его существование. Сокращение движущихся тел следует здесь без особых гипотез из обоих основных принципов теории, причём это сокращение определяется не движением самим по себе, которое для нас не имеет никакого смысла, а движением относительно избранного в данном случае тела отсчёта” [12, с. 557].

2. Постулата о постоянстве скорости света во всех системах отсчёта.

3. Постулата о полной пустоте (нематериальности) пространства вне материальных тел. “Введение светоносного эфира окажется при этом излишним, поскольку в предлагаемой теории не вводится “абсолютно покоящееся пространство”, наделённое особыми свойствами, а также ни одной точке пустого пространства, в котором протекают электромагнитные процессы, не приписывается какой-нибудь вектор скорости” [13, с. 8].

К этому хотелось бы ещё раз повторить сказанное нами в статье: в последние годы особенно часто релятивисты утверждают, что третий постулат о пустоте пространства якобы не необходим для СТО, что в корне неверно. Обратим внимание, что основным условием введения постулата о пустоте пространства является стремление Эйнштейна уйти от абсолютного пространства и в особенности от светоносного эфира, с которым сторонники классической физики неизменно связывали распространение света. Это можно сделать единственным способом – изъять физические свойства у пространства. И не столько его способность двигаться – многие классические модели эфира, в том числе и теория Лоренца, предполагали полную неподвижность эфира, - как его физических свойств, определяющих скорость распространения электромагнитных волн. Ведь, как известно из той же теории Максвелла, скорость распространения ЭМ волн определяется именно диэлектрической и диамагнитной постоянными epsiloncut.gif (833 bytes)0 и mycut.gif (843 bytes)0 :

(8)

При этом, как напрямую следует из классической волновой теории, данная скорость постоянна именно относительно среды, в которой распространяется волновой процесс. Из этого автоматически следует и потенциальная возможность связать с данной средой некоторую систему отсчёта, которая и отождествляется классической физикой с абсолютной. Именно поэтому, чтобы убрать абсолютную систему отсчёта, Эйнштейну необходимо было изъять физические свойства у пространства, в котором распространяется свет. “Легко видеть далее, что мы должны отказаться от светового эфира. Действительно, если каждый луч света в пустоте распространяется со скоростью c относительно системы K, то световой эфир должен всюду покоиться относительно K. Но если законы распространения света в системе K' (движущейся относительно K) такие же, как и в системе K, то мы с тем же правом должны предположить, что эфир покоится и в системе K'. Так как предположение о том, что эфир покоится одновременно в двух системах, является абсурдным и так как не менее абсурдно было бы отдавать предпочтение одной из двух (или из бесконечно большого числа) физически равноценных систем, то следует отказаться от введения понятия эфира, который превратился лишь в бесполезный довесок к теории, как только была отвергнуто механистическое истолкование света” [14, с. 416]. Понятно, что ссылка Эйнштейна на механическую теорию эфира является всего лишь завуалированным признанием того факта, что наличие материальной субстанции, ответственной за распространение световых волн, полностью нивелирует базовые постулаты СТО. Ведь классическая волновая механика задолго до появления СТО отказалась от механистической модели световых волн, да и от подвижности эфира тоже. “Идею о неподвижном эфире впервые, по-видимому, высказал Френель в 1818 году в письме к Араго, затем эта идея была существенно развита и дополнена Лоренцем в работе “Теория электронов” ” [15, с. 15]. Эйнштейну же, чтобы хоть как-то согласовать нематериальность пространства с распространением света, потребовалось дополнительно разработать концепцию материальных энергетических частиц - фотонов, распространяющихся в нематериальном пространстве, существенно исказив изначальное понятие кванта света, введенное Планком. Но это всё было до того, как Эйнштейн приступил к разработке общей теории относительности. С началом разработки ОТО процесс отказа от нематериальности пространства должен был неминуемо начаться. И он действительно начался. Прямым тому подтверждением являются противоречивые трактовки пространства в работах Эйнштейна. “Очевидно, с точки зрения специальной теории относительности гипотеза об эфире лишена содержания. В уравнения электромагнитного поля входят, кроме электрических зарядов, только напряжённости поля. Электромагнитные явления в пустоте вполне определяются содержащимися в уравнениях законами (?! - авт.), независимо от других физических величин (?! - авт.). Электромагнитное поле является первичной, ни к чему не сводимой реальностью, и поэтому совершенно излишне постулировать ещё и существование однородного изотропного эфира и представлять себе поле как состояние этого эфира. С другой стороны, можно привести некоторый важный аргумент в пользу гипотезы об эфире. Отрицать эфир - это в конечном счёте значит принимать, что пустое пространство не имеет никаких физических свойств. С таким воззрением не согласуются основные факты механики… Мысль Маха находит своё полное развитие в эфире общей теории относительности. Согласно этой теории, метрические свойства пространственно-временного континуума в окрестности отдельных пространственно-временных точек различны и зависят от распределения материи вне рассматриваемой области. Представление о физически пустом пространстве окончательно устраняется такой пространственно-временной изменяемостью масштабов и часов; соответственно, признание того факта, что "пустое пространство" в физическом отношении не является однородным и изотропным, вынуждает нас записывать его состояние с помощью десяти функций - гравитационных потенциалов gindexmunu.gif (838 bytes) . Но, таким образом, и понятие эфира снова приобретает определённое содержание, которое совершенно отлично от содержания понятия эфира механической теории света. Эфир общей теории относительности есть среда (! - авт.), сама по себе лишённая всех механических и кинематических свойств, но в то же время определяющая механические (и электромагнитные) процессы… Резюмируя, можно сказать, что общая теория относительности наделяет пространство физическими свойствами; таким образом, в этом смысле эфир существует. Согласно общей теории относительности, пространство немыслимо без эфира; действительно, в таком пространстве не только было бы невозможно распространение света (т.е. электромагнитных процессов, которые первичны и не требуют по мысли Эйнштейна существования ещё какой-то дополнительной среды - авт.), но не могли бы существовать масштабы и часы (основа СТО - авт.) и не было бы никаких пространственно-временных расстояний (тоже основа СТО - авт.) в физическом смысле слова” [16, с. 686- 689].

Содержание / 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / Статья

Hosted by uCoz