СЕЛФ |
18 |
С.Б. Каравашкин и О.Н. Каравашкина | |
К вопросу об аберрации света С.Б. Каравашкин, О.Н. Каравашкина Украина, 61140, Харьков, проспект Гагарина, 38, кв.187 Тел.: (057) 7370624 e-mail: selftrans@yandex.ru , selflab@mail.ru http://selftrans.narod.ru/SELFlab/index_rus.html http://selftrans.narod.ru/index_rus.html Реферат В статье исследуется явление астрономической аберрации света с точки зрения классического и релятивистского формализмов. При этом установлено, что главной отличительной чертой эффекта аберрации с точки зрения классического формализма является неидентичность моделей движущегося наблюдателя при неподвижном источнике и движущегося источника при неподвижном наблюдателе. В противоположность этому релятивистский формализм в основу своего моделирования положил именно идентичность указанных моделей, что приводит к полному феноменологическому несоответствию релятивистского подхода к описанию явления аберрации. В ходе исследования показаны причины отрицательного результата опыта Эйри с заполненным водой телескопом, которые основаны на особенностях телескопической системы, не учтённых Эйри. На основе преодоления этих маскирующих эффектов предложена методика точного измерения абсолютной скорости и направления движения Земли, опирающаяся на особенности эффекта аберрации, предсказываемые классическим формализмом. В дополнение представлена ещё одна схема регистрации скорости движения Земли, позволяющая измерять, как и методика на основе эффекта аберрации, величины первого порядка малости по v/c . Ключевые слова: астрономия, эффект аберрации света, опыт Эйри, релятивистская трансформация пространства-времени, теорема о релятивистском сложении скоростей, измерение абсолютной скорости относительно эфира 1. Введение Ранее, в [1] мы показали ошибочность релятивистского представления о поперечном и продольном эффектах Доплера. В частности, было показано, что ошибочность релятивистского вывода не ограничивается неточностью описания феноменологии явления, но включает в себя и прямые ошибки, допущенные релятивистами при выводе полученных ими решений. Явление аберрации, по воззрениям релятивистов, стоит в одном ряду с эффектом Доплера и оба эффекта рассматривается ими одновременно. Причём по мнению релятивистов "все теории, опирающиеся на представление об эфире, испытывали серьёзные трудности при попытке объяснить аберрацию. Из преобразования Галилея вообще не следует отклонений фронта и направления распространения волны" [2, с. 295- 296]. И это при том, что сами же релятивисты сверяют свои результаты именно с классической формулой. В связи с этим было бы естественным скрупулезно сравнить предсказания релятивистского и классического формализмов, и в частности уточнить существующее мнение: "на первый взгляд кажется, что аберрация света и связанные с нею оптические и электрические явления дают нам средство для определения абсолютного движения Земли или, вернее, ее движения не по отношению к другим небесным телам, а по отношению к эфиру" [3, с. 433]. В данной статье мы предпримем попытку строго формально провести сравнение классического и релятивистского подходов в приложении к описанию явления аберрации, чтобы снять спектр недоразумений и явных противоречий, которые наслоились вследствие частичных рассмотрений, проводившихся до настоящего времени. |
Содержание: / 18 / 19 / 20 / 21 / 22 / 23 / 24 / 25 / 26 / 27 / 28 /