т.2 No 2 | 25 |
Волны сжатия в стержне | |
Для нахождения зависимости (, t) необходимо прежде определить закон изменения сечения, обусловленного продольной деформацией стержня. Учитывая результаты исследования, проведенного в п.2 данной работы, мы имеем право записать | |
|
(30) |
где и ' продольная и соответствующая ей поперечная деформации стержня. Введя далее ' и в виде |
|
|
(31) |
окончательно получим интересующую нас зависимость между продольной и поперечной деформацией: | |
|
(32) |
или при стремлении ,, а соответственно и к нулю | |
|
(33) |
Находя значение производной / на основании решения (29), найдем закон изменения радиуса стержня при продольных колебаниях в виде | |
|
(34) |
Как и прогнозировалось в п. 2 данной работы, решение (34) совместно с (29) показывает, что скорость распространения продольной и поперечной волн одинакова, чем преодолевается ранее рассмотренное противоречие, связанное с возможностью локального утонения стержня при укорочении. Чтобы получить полную картину процесса распространения поперечной волны необходимо, как и в случае с бесконечной точкой линии, учесть, что значение в выражении (34) определяется в точках , а не . Таким образом, зависимость (, t) должна быть представлена в параметрическом виде: |
|
|
(35) |
Представленная система (35) описывает поперечную деформированную волну, распространяющуюся по боковой поверхности стержня. Ее общий вид показан на фиг. 5. Из построения видно, что деформация волны визуально увеличивается с ростом амплитуды воздействующей силы, и эти волны имеют форму “мертвой зыби”, распространяющейся вдоль стержня. Таким образом, как и в случае с одномерной упругой линией, можно утверждать, что ряд процессов, до сих пор относимых исследователями к нелинейным, вполне описывается в рамках линейной модели.
|
|
Рис. 3. Общий вид поперечных волн, распространяющихся в полубесконечном стержне конечного сечения при различных амплитудах внешней силы F0 |
Содержание: / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22 / 23 / 24 / 25 / 26 / 27 /