т.6 No 1 |
35 |
О корректности базовых постулатов СТО | |
Теперь построим диаграмму Минковского для подвижной системы отсчета. Однако прежде заметим, что согласно существующим релятивистским представлениям, мы должны получить график, повернутый относительно графика в неподвижной системе отсчета на некоторый комплексный угол поворота. Это мнение укоренилось со времен Пуанкаре, который в своей работе “О динамике электрона” высказал следующее мнение: “Легко видеть, что преобразование Лоренца представляет не что иное, как поворот в этом пространстве вокруг начала координат, рассматриваемого неподвижным” [28, с. 478]. Именно исходя из этой аналогии, Пуанкаре сделал вывод, что в данном пространстве “отличными друг от друга инвариантами будут только шесть расстояний между тремя точками P, P', P'' и началом координат, или, если угодно, два выражения |
![]() |
(6) |
или четыре выражения такой же формы, получающиеся в результате любой перестановки трех точек P, P', P'' [28, с. 478]. Тем самым Пуанкаре фактически предвосхитил появление четырехмерного интервала, впрямую связывающего L-постулат и преобразования Лоренца – Эйнштейна. Акцентируя внимание на этом моменте, “нелишне подчеркнуть условный характер графического изображения преобразований Лоренца. Угол поворота на рис. 3 является мнимым. Разумеется, изобразить поворот на мнимый угол мы не можем. |
Рис. 3. Графическое представление преобразования Лоренца
|
Достоинства и
недостатки графического представления
преобразования Лоренца ясно видны из
нижеследующего рассмотрения. Пусть в системе K'
в некоторой точке x' покоятся часы. Это
физическое событие в момент времени |
![]() |
Искажение возникает
потому, что мы не можем изобразить на рисунке
мнимое значение угла Второй важный аспект, на котором мы должны сосредоточить свое внимание, связан с относительностью одновременности, о которой утверждают релятивисты. Выше мы уже показали, что в рамках одной системы отсчета одновременность событий, разнесенных в пространстве, сохраняется, если в этой системе отсчета введено физическое время. Но это не означает, по заявлению релятивистов, сохранение одновременности событий при переходе из одной инерциальной системы отсчета в другую. Вернее, если говорить с точки зрения классической физики, то в данном случае никаких проблем нет, поскольку в этом формализме время не трансформируется. Но при трансформации времени в релятивистской концепции вопрос становится более запутанным. При выводе своих преобразований Эйнштейн сам вынужден был согласовывать начало временных рамок в двух системах отсчета: “выберем за начало отсчета времени в обеих системах момент, когда начала координат совпадают; тогда искомые линейные уравнения преобразований будут однородными” [27, с. 71]. Возможность подобной операции при возможности введения физического времени в каждой системе отсчета фактически предполагает и возможность синхронизации двух событий в одной системе координат при переходе из одной системы отсчета в другую. Действительно, предположим, что мы производим синхронизацию не с помощью одиночного события, происходящего в одной точке, а при помощи двух событий, происходящих в двух точках неподвижной системы отсчета. Одновременность двух событий полностью обоснована наличием физического времени в рассматриваемой системе отсчета. Данные события дадут две метки начала отсчета времени в подвижной системе отсчета независимо от абсолютного времени, которое (возможно) показывают часы в этих точках другой системы отсчета. Таким образом два события фактически свяжут начала интервалов времени двух точек обеих систем отсчета. А поскольку временные интервалы у часов в подвижной системе отсчета равны для всех ее часов, то и последующие события тоже будут синхронизованы во времени между собой и с неподвижной системой отсчета, как минимум по началу временного интервала. Учитывая к тому же, что подобных синхроимпульсов из неподвижной системы в подвижную мы можем организовать любое необходимое множество, то можно с уверенностью утверждать, что все часы в подвижной системе отсчета при преобразованиях могут быть синхронизованы между собой по началу отсчета времени и быть одномоментны с синхроимпульсами неподвижной системы отсчета. При этом различная скорость
течения времени в системах отсчета ни в коей мере
не может изменить подобной синхронизации во
времени, что несложно показать на том же рис. 3,
построенном самими релятивистами. Для
доказательства этого утверждения расставим
предварительно наблюдателей с синхронно идущими
часами вдоль времениподобной траектории
подвижного наблюдателя, и пусть в точке 1
произошла синхронизация часов между системами
отсчета. Тогда в момент встречи со вторым
неподвижным наблюдателем с точки зрения
подвижной системы отсчета пройдет В приведенной простой методике синхронизации важно не то, что часы будут идти одинаково в обеих системах отсчета, а то, что если в одной системе отсчета часы синхронизованы, то это автоматически означает взаимную синхронизацию часов во второй системе отсчета, и это важно с точки зрения дальнейшего исследования. К тому же, если при последовательных встречах подвижного наблюдателя с неподвижным взаимно передаваемое время будет различаться – например, с помощью двоичного кода, – то тем самым будет опровергаться релятивистский принцип относительности. Действительно, как известно, согласно этому принципу все системы отсчета идентичны. А следовательно, мы можем в примере на рис. 3 свободно взять любую из систем отсчета за неподвижную и в силу идентичности систем определить, что часы другой системы идут медленнее. Но если в каждой из систем отсчета наблюдатель будет определять в момент встречи и обмена временными кодами, что в другой системе время идет медленнее и в одной и той же пропорции, то в обеих системах отсчета время будет идти одинаково, и коэффициент пропорциональности будет равен единице, что в свою очередь несложно показать. Если с точки зрения неподвижного наблюдателя интервал времени в подвижной системе отсчета равен |
![]() |
(7) |
а с точки зрения подвижного наблюдателя |
![]() |
(8) |
и оба временных интервала являются реальными (а не кажущимися) в каждой из систем, то совмещая (7) и (8), получим |
![]() |
(9) |
откуда непосредственно следует |
![]() |
(10) |
Опровергая же (10), мы должны признать, что в какой-то системе отсчета время действительно сокращается, а в другой нет, что приводит к прямому нарушению полной эквивалентности систем отсчета. |
Содержание: / 28 / 29 / 30 / 31 / 32 / 33 / 34 / 35 / 36 / 37 / 38 / 39 / 40 / 41 / 42 /