СЕЛФ |
78 |
С.Б. Каравашкин и О.Н. Каравашкина | |
7.1.4. Проверка на непротиворечивость релятивистского уравнения преобразования времени Как мы показали выше, трансформация времени в релятивистской концепции не выводится релятивистами, а получается как одно из следствий того, что преобразования Лоренца удовлетворяют некоторому абстрактному инварианту, вытекающему из постоянства скорости света во всех инерциальных системах отсчета. С другой стороны известно, что некоторое утверждение может быть заложено в основу физической концепции только в том случае, если оно ассоциативно с наблюдаемыми явлениями. В этом смысле вопрос о реальности сокращения является едва ли не определяющим. Действительно, если сокращение времени реально, то независимо от способа измерения результат должен быть сопоставимым. Если же сокращение времени вызвано некоторыми побочными явлениями – такими, как эффект Доплера, деформация конкретных материальных мер, – то можно говорить о систематических ошибках конкретных методик измерений, но не о глобальном изменении течения времени, связанного со скоростью системы отсчета. И как различны следствия двух подходов к проблеме, так различны выводы, которые должны делаться из решения данного вопроса. Если сокращения являются метрологическими ошибками, то их нужно выявлять и учитывать при проведении измерений. Если же сокращение времени является феноменологическим, то это сокращение необходимо закладывать в физические теории при описании процессов. С этой точки зрения вернемся к исходным выкладкам Мардера и Эйнштейна и попробуем определить степень трансформации временного интервала в подвижной системе отсчета, в предположении справедливости постулата о постоянстве скорости света. При этом мы естественно должны учесть все вышеизложенные замечания к указанным формулам. Рассмотрим две взаимно движущиеся со скоростью v инерциальные системы отсчета, из которых система S принята нами за неподвижную, а система S' за движущуюся. Движение осуществляется в положительном направлении оси x системы S . Часы, обозначаемые нами в дальнейшем индексом A , расположены в начале координат движущейся системы отсчета S' , и таким образом их местоположение определяется пространственными координатами x' = y' = z' = 0 . С учетом того, что преобразования Лоренца должны описывать траекторию именно данной точки A с точки зрения двух систем отсчета, в общем виде они будут следующими: |
(7.31) |
Заметим, что в (7.31) мы время в неподвижной системе отсчета не идентифицировали, поскольку предполагаем, что синхронизация осуществляется не между двумя часами в неподвижной и подвижной системах отсчета, а траектория тела A описывается в физическом времени параметрами нештрихованной системы отсчета. Теперь учтем положение часов в своей (штрихованной) системе отсчета и запишем (7.31) для некоторого момента времени t1 неподвижной системы отсчета. Преобразования будут иметь вид |
(7.32) |
Решая систему (7.32) относительно t'A1 , получаем |
(7.33) |
Аналогично для момента времени t2 неподвижной системы отсчета: |
(7.34) |
Вычитая (7.33) из (7.34), получаем |
(7.35) |
Выражение (7.35) показывает, что с точки зрения релятивистской концепции действительно интервал времени в подвижной системе отсчета будет отличаться; правда, он будет короче, а не длиннее, как предполагал Эйнштейн, а значит, часы будут идти быстрее. Причем, учитывая особенности формул преобразования из одной системы в другую, интервал времени t'A – это не то, что кажется наблюдателю в неподвижной системе отсчета. Это тот интервал времени, который будет формировать физическое время в подвижной системе отсчета. В обратном случае смысл формул преобразования пропадает. Здесь проявляется особенность преобразований, о которой мы говорили в п. 7.1.2. Когда мы имеем некоторое описание движения тела в одной системе отсчета, принятой нами за неподвижную, и, воспользовавшись уравнениями преобразований, определяем траекторию движения тела в подвижной системе отсчета, – только тогда мы определяем реальное изменение характера траектории при переходе из одной системы отсчета в другую, а в случае релятивистских преобразований – и реальное (с точки зрения этой концепции) преобразование времени. Теперь попробуем промоделировать представленные преобразования на конкретной модели. Но прежде зададимся простым вопросом: что представляет собой мерный временной интервал в относительных измерениях? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся примером поезда, в котором Эйнштейн любил демонстрировать относительные эффекты. Заклеим окно купе, оставив узкую щель, а на столбы, расположенные вдоль дороги, установим фонари, излучающие узконаправленные пучки света. Тогда, сидя в купе данного равномерно движущегося поезда, мы периодически будем видеть свет фонарей, проходящий через щель, оставленную нами на окне. Если мы далее возьмем метроном и синхронизуем факт появления света с его ударами, то получим некоторый синхронизованный периодический процесс. И даже когда столбы с фонарями закончатся, мы по-прежнему можем пользоваться для своих потребностей интервалами, которые будет нам отбивать метроном. Наконец, если через некоторое время столбы с фонарями снова появятся в своей последовательности и снова через щель будут отбрасывать в купе лучи света, периодичность по-прежнему будет соблюдаться – если, конечно не изменится периодичность установки фонарей или скорость поезда. То есть, пока состояние системы отсчета неизменно и неизменны условия передачи эталона периода, мера единицы временного интервала будет оставаться неизменной и синхронизованной. При этом не суть важно, откуда мы получили эталонную периодичность. То ли это будет метроном, находящийся в поезде, или периодически мелькающие фонари, установленные в другой системе отсчета, – для наблюдателя в поезде они могут в равной степени служить единицей относительного времени. И если вопрос с выбором источника синхронизации временных интервалов ясен, то остается лишь вопрос о корректной передаче синхронизующих интервалов времени, который фактически и определяет: является ли релятивистская трансформация времени проблемой метрологического обеспечения измерений или феноменологической сущностью. Рассмотрим схему, приведенную на рис. 7.2. |
Рис. 7.2. Схема синхронизации времени
|
На данной схеме мы снова видим две взаимно движущиеся системы отсчета, из которых штрихованная система движется относительно нештрихованной со скоростью v в направлении положительных значений x . В дополнение, в неподвижной системе отсчета установлены три метки B , C и D , которые последовательно пересекают часы A . Расстановка меток выполнена, исходя из условия, что в момент совмещения часов с меткой B часы получают первый синхроимпульс, аналогичный тому, который получает наблюдатель в вагоне поезда, когда свет первого фонаря проходит сквозь щель. Одновременно с этим часы получают кодовую информацию о мгновенном значении физического времени в неподвижной системе отсчета. Кроме того, учитывая, что неподвижный наблюдатель может до проведения синхронизации измерить скорость движения часов A , он выставляет метки таким образом, чтобы расстояние между метками было пропорционально единичному интервалу его системы отсчета T = t с учетом движения часов A . При совмещении часов со второй меткой C часы получают второй синхроимпульс и далее отсчитывают время на основе полученного временного интервала, плюсуя значения интервалов к ранее полученному значению текущего времени. В точке D производится сравнение текущего времени в неподвижной системе отсчета с текущим временем, отсчитанным часами в подвижной системе отсчета на основе синхронизованного временного интервала. Зададимся вопросом: будут ли совпадать показания часов A в точке D с физическим временем в неподвижной системе отсчета? Чтобы ответить на данный вопрос без потери общности, предположим пока, что трансформация временных интервалов имеет место и определяется выражением (7.35). Тогда, если метка B установлена в точке x0 и ее совмещение с часами A произошло в момент t0 , то подвижный наблюдатель должен зафиксировать момент времени |
(7.36) |
Аналогично мы можем записать и для совмещения часов A с точкой C : |
(7.37) |
Вычитая (7.36) из (7.37) и проводя простые преобразования, получим значение эталонного временного интервала, который с точки зрения релятивистов зафиксируют часы A : |
(7.38) |
Как видно из (7.38), мы получили полный аналог выражения (7.35), который подтверждает, что в движущейся системе отсчета часы должны идти быстрее. Но в данном случае это уже не важно. Нас интересует время, которое зафиксируют часы A при совмещении с точкой D . Пользуясь той же методикой расчета, получим |
(7.39) |
Учитывая (7.36), мы можем переписать (7.39) в виде |
(7.40) |
Таким образом мы видим, что если в физическом времени неподвижного наблюдателя после совмещения с часами A в точке B прошло n периодов времени до совмещения часов с точкой D , то по часам A между событиями прошло также n периодов синхронизованного времени. А поскольку относительное время состоит из периодов и часы показывают нам количество периодов, то необходимо констатировать, что показания часов после подобной однократной синхронизации интервалов времени будут показывать одно и то же относительное текущее время и в неподвижной, и в подвижной системе отсчета. Таким образом в отношении текущего времени проблема неодновременности событий, о которой говорят релятивисты, снята. Относительное физическое время в обеих системах отсчета после синхронизации временных интервалов и передачи мгновенного значения текущего времени из одной системы отсчета в другую будет синхронно, отсчитывая одно и то же количество синхронизованных интервалов. И даже если будут браться части этих интервалов, то в связи с линейностью преобразования, они будут делиться в одинаковой пропорции в обеих системах отсчета. Но, – заметят сторонники релятивистской концепции, – значения временных интервалов в выражении (7.40) различны, и несмотря на одинаковое показание часов в любых точках взаимно движущихся систем отсчета, общее время будет идти различно. Да, с точки зрения временно введенного предположения о трансформации временных интервалов, так и будет. Но во-первых, говоря не только о некоторой совокупности числа периодов, но и о длительности этих периодов, релятивисты уходят от непосредственного сравнения часов, а говорят уже о времени, которое не ограничивается числом периодов, к чему до сих пор сводилась их ассоциация времени: “… часами мы называем систему, которая автоматически повторяет один и тот же процесс. Число же повторившихся процессов такого рода, причем за первый можно принять любой процесс, и есть время, измеренное часами. Показания часов, одновременные с некоторым событием, мы называем временем события, измеренным этими часами” [45, с. 416]. А значит, существует понятие времени, отвлеченное от конкретных измерительных приборов и определяемое как физический параметр, фиксирующий последовательность событий в общем понимании этого термина. Во-вторых и главное, приняв временно сделанное нами предположение о трансформации времени, мы тем самым смогли сузить рассматриваемый вопрос до проблемы трансформации временных интервалов, показав, что независимо от того, трансформируются интервалы или нет, текущее время в значениях синхронизованных интервалов будет идти синхронно во взаимно движущихся системах отсчета и никакой неодновременности событий не будет. |
Содержание: / 53 / 54 / 55 / 56 / 57 / 58 / 59 / 60 / 61 / 62 / 63 / 64 / 65 / 66 / 67 / 68 / 69 / 70 / 71 / 72 / 73 / 74 / 75 / 76 / 77 / 78 / 79 / 80 / 81 / 82 / 83 /